Имя Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа, он по праву стал одним из величайших деятелей кинопроизводства. Его культовые картины пытаются разобрать по косточкам последователи, при этом ясно понимая, что снять что-то подобное невозможно. Еще при жизни режиссер получил признание не только на родине, но и во всем мире.
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье у Горьковского водохранилища на Волге, где семья гостила у родственников матери, Марии Ивановны Вишняковой. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной. Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось три года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна работала корректором в типографии и в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссера в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей Арсеньевич рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье.
Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро они вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано. В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в Институт востоковедения, где изучал арабскую культуру. Едва окончив первый курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота. В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провел в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.
Вернувшись из экспедиции в 1954-м, Андрей Арсеньевич без колебаний подался во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кино, лауреат пяти Сталинских премий Михаил Ильич Ромм. Ко всем ученикам он относился с отеческой любовью и вниманием, всегда умел распознать в работах молодого поколения будущие шедевры, даже если заложенные в них идеи противоречили его собственным. Так было и с Тарковским. Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а во второй — в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Иосифа Сталина. Железная хватка режима несколько ослабла, появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу. Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводство СССР затронули новые веяния, которые Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.
Творческая биография режиссера началась в 1956 году. Дебютом стал короткометражный фильм по рассказу Эрнеста Хемингуэя. Затем были созданы еще несколько картин такого формата. Уже тогда студента характеризовали как необычайно одаренного и предрекали большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившим во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для них обоих. Вместе товарищи создали ряд киносценариев и в будущем постоянно обменивались опытом. В 1960 году Тарковский завершил учебу в вузе, получил диплом с отличием и сразу же принялся за работу. Режиссер задумывался о постановке фильма «Андрей Рублев» и подавал запрос на разрешение в художественный совет, однако там начинающего специалиста осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы. Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский взялся за другой проект — «Иваново детство», которому суждено было сделать постановщика знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени. За неполный год вчерашний выпускник снял потрясающую картину, завоевавшую два десятка наград на международных киносмотрах, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.
После громкого успеха «Иванова детства» Андрей Арсеньевич приступил к работе над кинокартиной «Андрей Рублев». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссера. Тарковский сотрудничал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Это творческое трио сохранилось почти до самой смерти Тарковского. Последние годы жизни режиссер провел в Милане, где снял легендарное «Жертвоприношение». За решение остаться на Западе власти СССР поспешили вычеркнуть Андрея Арсеньевича из истории советского кинематографа, однако изменили решение, узнав о болезни мэтра. Андрей Арсеньевич ушел из жизни в декабре 1986 года, причина смерти — рак легких. Смертельный диагноз поставили на последней стадии. Помощь в лечении оказала Марина Влади, актриса принимала режиссера, когда он приезжал в парижскую клинику. Но усилия были тщетны. Имя Андрея Арсеньевича присвоено бульвару во Внуковском в Новой Москве и малой планете. В местах, где он жил, открыты музеи, мемориальные доски, установлены памятники. В Иванове ежегодно проводится фестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского. В 2020-м Тарковский-младший снял документальный фильм, посвященный жизни и творчеству своего знаменитого отца, «Андрей Тарковский. Кино как молитва».