Он был не только великим кинорежиссёром, но и драматургом, поэтом, публицистом и телеведущим. Как же сложилась жизнь этого искреннего человека и профессионала своего дела?
Эльдар Рязанов родился в Самаре. Его отец – Александр Рязанов, бывший комиссар дивизии, разведчик, служил в то время в торговом представительстве СССР в Тегеране. Сыну дали восточное имя, которое в переводе с персидского означает «хозяин страны». Вскоре Рязанова-старшего перевели в Москву на должность начальника винного главка. Когда Эльдару едва исполнилось три года, родители расстались, а в 1938 году отца Рязанова осудили.
Вторым мужем матери — Софьи Шустерман, стал инженер Лев Копп. Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем.
Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации, поэтому ответ не пришел. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.
В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С.В.Д.», «Юность Максима», «Возвращение Максима». В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга.
В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю (фильм-ревю — один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». Иван Пырьев — мастер музыкальной комедии — тут же предложил Рязанову взяться за сценарий «Карнавальной ночи»… и услышал отказ. Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Но Пырьев был уверен: мелодрамы снимают многие, а создавать хорошие комедии могут единицы. Под нажимом всесильного директора «Мосфильма» Рязанов сдался.
После премьеры на Рязанова и исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко обрушилась всесоюзная слава. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению, «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения.
Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью». С другой стороны, режиссеру были чужды красивость, «зализанность» и легковесность. Он не боялся затрагивать в картинах острые социальные темы, из-за чего каждая новая лента рисковала не пройти цензуру.
Работы Рязанова 1970–80-х годов все больше раздвигали рамки комедийного жанра. Появились философская комедия «Старики-разбойники» (1971), захватывающая буффонада «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), лирическая «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), производственная комедия «Служебный роман» (1977) и, наконец, «Гараж» (1979) — фильм-сатира о социалистическом обществе, где человек человеку волк. В работе над этими картинами активно участвовала вторая жена режиссера, редактор «Мосфильма» Нина Скуйбина. Картина «Ирония судьбы, или С легким паром!» по пьесе Брагинского и Рязанова была удостоена Государственной премии СССР в 1977 году. В 1984 году Эльдар Рязанов стал народным артистом СССР.
В 1980-е Эльдар Рязанов вел передачу «Кинопанорама». В эпоху независимого ТВ он снимал телеинтервью с известными людьми, творческие вечера и авторские программы. Стали издаваться его книги — пьесы, стихи, художественная проза, мемуары и публицистика. В тяжелый для отечественной киноиндустрии период спонсоры вкладывали деньги в его фильмы. После 1991 года режиссер снял около 15 лент для кино и телевидения.
Эльдара Рязанова не стало 30 ноября 2015 года. Его именем названа улица в Москве. В октябре 2017 года в Самаре был торжественно открыт памятник кинорежиссеру рядом с домом, где он родился.